<< НАЗАД К СПИCКУ СТАТЕЙ

Коррозия арматуры в изделиях из бетона.

Любой, кому приходилось заниматься строительством, знает, что бетон, даже сравнительно невысоких марок, таких как бетон, в присутствии влаги только набирает прочность, чего не скажешь о металлической арматуре, используемой в изделиях из него. Именно коррозия металла значительно сокращает срок службы строительных конструкций. Процесс разрушения металла, конечно, происходит не мгновенно, но и точный срок службы металлоконструкций не возьмется определить ни один специалист. Чтобы предотвратить (или замедлить) процесс коррозии металла, прежде всего надо позаботиться о том, чтобы в составе смеси из бетона отсутствовали примеси (химические вещества), агрессивно воздействующие на металл. Но это задача невыполнима: физически невозможно проверить все то природное сырье, которое используется в бетоне как заполнитель. Это может быть песок, гравий, щебень.

Особенно опасно проявление коррозии арматуры в конструкциях, подвергающихся значительным нагрузкам. Неважно, применялся ли бетон или более прочный, при разрушении арматуры конструкция приходит в негодность. Разумеется, напрашивается вывод: продлить срок службы изделия из бетона можно, предусмотрев меры защиты для входящей в состав изделий арматуры от коррозии. Осуществить это не так просто, как кажется. Прежде всего, коррозия появляется еще во время заливки бетона в форму, и по мере затвердевания изделия (влажность плюс тепло) процесс коррозии не прекращается.

В настоящее время разработаны и успешно применяются всевозможные защитные покрытия и водоотталкивающие смазки. Также при закладке арматуры в форму, используя фиксаторы, обеспечивают бетонную "подушку" необходимой толщины. Правда, "вечной" защиты арматуры от коррозии не нашли, да и повторно, в отличие от открытых металлоконструкций, ничем ее не обработаешь. Конечно, используя покрытия, можно защитить арматуру от коррозии, а соответственно, продлить срок службы всей конструкции из бетона.

Но главным врагом арматуры является электрокоррозия. Возникает она благодаря блуждающим токам и токам утечки, непременно появляющихся вблизи электроопор. Например, на электрифицированных участках железной дороги самым слабым местом являются опоры контактной сети. Были даже попытки найти альтернативу опорам из бетона, пока, правда, безуспешно.

Наиболее перспективным направлением борьбы с коррозией в настоящее время является применение в составе бетона полимерных смесей. Полимеры, вводимые, наряду с цементом в бетон, позволяют, благодаря своим свойствам, без потери прочности, создать для арматуры дополнительную защиту. Такой бетон называют цементно-полимерным. В некоторых случаях предпочтительнее не добавлять в бетон полимер, а полностью заменить им цемент, получив полимербетон.

Если провести сравнительный анализ цементных бетонов, цементно-полимерных и полимербетонов, можно заметить, что по прочностным и ценовым характеристикам преимущество на стороне обычных цементных бетонов, в том числе применяемого чаще всего при изготовлении тяжелых конструкций.

Некоторое время назад также были разработаны и даже получили опытное внедрение сталефибробетон и стеклофибробетон. В первом случае в бетонную смесь добавляются обрезки стальной проволоки (до 6% от объема смеси), во втором - щелочестойкое стекловолокно (до 3%). Если сталефибробетон только позволяет экономить металл, то применение стеклофибробетона позволило бы решить и вопрос повышения коррозионной стойкости и долговечности изделий, даже в агрессивных средах. Стоит заметить, что использовался такой бетон преимущественно для тонкостенных конструкций. Пока коррозию арматуры в бетоне победить не удается, поэтому приходится использовать арматуру в большем количестве, чем дают технические расчеты. Так как в качестве материалов для изготовления непосредственно арматуры применяют стали различных марок в виде стержней, проволоки, канатов, листового, полосового или профильного проката и стальных труб различного сечения, необходимость даже незначительного продления срока службы конструкции влечет за собой немалое увеличение стоимости.

<< НАЗАД К СПИCКУ СТАТЕЙ